понедельник, 7 декабря 2020 г.

Чай со свекровью. Прюнелевые ботиночки

 ПРЮНЕ́ЛЕВЫЙ

1. связанный, соотносящийся по значению с существительным прюнель; свойственный, характерный для неё

2. сшитый, сделанный из прюнели ◆ Я уверен, что летом он ходит непременно в каких-нибудь цветных прюнелевых ботиночках с перламутровыми пуговками сбоку. Фёдор Достоевский, «Бесы», 1872 г. ◆ Даровитый артист был в прюнелевых полусапожках, имел на левой руке перчатку, курил сигару и даже издавал запах гелиотропа, но, тем не менее, все-таки сильно напоминал путешественника, заброшенного в страну, где нет ни бань, ни прачек, ни портных… Антон Чехов, «Актёрская гибель», 1885—1886 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Мы бы, например, не удивились, если бы однажды увидали его в цветном жилете и в ботинках на пуговицах, с прюнелевым верхом. Валентин Катаев, «Алмазный мой венец», 1975—1977 г. (цитата из НКРЯ)





Свекровь моя Жанна Алексеевна 38 года рождения быстро прячет фото своей бабушки Людмилы. Фото она всегда показывает практически с рук. Так ревностно относится к своим фотоальбомам и  целлофановым "фотопакетам", что мне даже неловко просить фото переснять, не то, что куда-нибудь выложить на всеобщее обозрение.

Рассказывает она истории дивные, немногословные, но вот какая-то деталь из эпохи вдруг выпадает и не даёт покоя, и рисует картины в моей голове.

На этот раз- прюнелевые ботиночки. Истории про то, как жили  в давние времена трудно, звучат всегда одинаково, но тем не менее, в очередной раз, поражают стойкостью и призывают плюнуть на свои современные  проблемки и жизненные печальки.

Бабушка её Людмила на фото красивая худощавая женщина с гладко зачёсанными за уши седыми волосами и пронзительными, даже по чёрно-белому фото понятно, что яркими голубыми глазами, была эстонкой. Документов почти никаких не осталось- её девичья фамилия стёрлась из памяти маленькой Жанны. Она вспоминает, что бабушка однажды увидела в титрах к кинофильму короткую эстонскую фамилию и отметила, что её тоже так раньше звали. А Жанна маленькая тут же сложное слово и забыла.

 Бабушка вообще практически ничего не рассказывала о своей добрачной жизни. Может, и имя её при рождении было вовсе не Людмила. Русские паспортистки тогда переписывали имена смело. Моя родственница латышка  из Тэклы запросто стала Татьяной, так что и с эстонской бабушкой моей свекрови могло случиться что-то подобное. Раз она ничего о детстве не рассказывала, то наверное и не было ничего жаль. Жизнь её  была тяжёлой. Родители её рано умерли, а старшие сёстры отдали её совсем малышкой в приют при монастыре. Монашки научили её шить и не верить богу.

Родилась она под Нарвой в году 1890-м. О её родных ничего не известно. Только однажды она обронила, что её семье принадлежала корчма.

На старости лет она ездила на родину, но вернувшись, ничего никому не рассказала.

Я представляю маленькую худенькую, обиженную на весь свет, девчушку, которая через много лет, уже став бабушкой, во время эвакуации в войну, серьёзно объясняла внучке: "Бога нет. Просто не может его быть."

А тогда она была одна во всём свете. Прилежно шила. Слушалась монашек. И мечтала сбежать!

Вот что было в голове? Откуда? Мои крестьянские прабабки и слыхом не слыхивали о таких вольностях.


Наверняка ветер свобод продувал тот её временный приют насквозь. Читаю в википедии про Нарву: "В 1870 году через город прошла Балтийская железная дорога, соединившая порты Ревель и Балтийский порт на Балтике с Санкт-Петербургом и линией Николаевской железной дороги. Были построены железнодорожная станция и мост через Нарову." Стучат колёса и мимо мчатся поезда в новую  жизнь, вполне вероятно, что счастливую жизнь. Страшно, но есть шанс!

Неизвестно, сколько Людмиле было лет, когда она рванула в Питер. С пустыми руками в незнакомом городе девушка быстро нашла работу в швейной мастерской, а скоро нашла и мужа. Муж был такой же неприкаянный и чужой в России- поляк, работавший на Путиловском заводе. По семейной легенде он был сослан в Россию после польского восстания. Какого восстания,за что сослан, и откуда- такие вопросы в этой семье до меня никто не задавал и вообще перебивать свекровь мою Жанну не принято, так что слушаю дальше и помалкиваю.

Поляк темперамента был буйного- понятно, почему потомки получились украинцами- быстро встрял в стачку на заводе и был сослан снова. Но так как он был специалист по каким-то заводским делам, то был сослан на другой завод, работать. Семья(а уже были дети)отправилась на завод вместе с ним. Хитрая судьба варила своё зелье: завод оказался в Таллине! Людмиле пригодился родной язык и мастерство хорошей уже тогда портнихи. Семья выжила.

 И снова  манила и обещала что-то железная дорога. Отец семейства устроился работать на железную дорогу- так семья оказалась в Луганске  и осела здесь навсегда практически в полном составе. Пока через поколение, стареющую телом, но не душой, свекровь мою Жанну дорога не привела в Новороссийск. А за нею и мы подтянулись, "поуехавшие" со своих насиженных мест. Страсти то какие у нас цыганские,-  думаю я, слушая дальше  неторопливый рассказ свекрови.

Отец семейства работал на заводе. Жили в заводском доме. Выходной у него был один. Каждое воскресенье, тогда ещё не бабушка, а просто домохозяйка Людмила, оставляла пятерых дочек на мужа, садилась на поезд, и ехала в село на рынок торговать нашитыми детскими нарядами. Шить Людмила умела всё- хоть шляпки, хоть перчатки, но выгоднее было именно детскую одежду.  Перед нарядными детскими платьицами зажиточные крестьянки устоять не могли и давали за них прилично деревенских продуктов. Так что Людмила с мешком на ночной поезд из дому выскакивала и с мешком затемно возвращалась.

Богатое село было в стороне от железной дороги. Она часто вспоминала именно зимнюю пору- как она в темноте бежит по лесу, одна, с тяжёлой поклажей,  по глубокому снегу в прюнелевых ботиночках.

Не выходит из головы эта картина..


 Созвучен художник Евгений Муковнин

8 комментариев:

  1. Спасибо, что рассказали! Такие истории из настоящей жизни дорого стоят. Подробности узнать трудно, люди в те времена умели молчать и лишнего не говорить, особенно чужим людям и малым детям. А про монастырь... Иногда лучше в монастыре принимать обиды от чужих людей, обиды от родных воспринимаются куда больнее и калечат психику очень сильно. А так - чужие люди, что с них возьмешь.

    ОтветитьУдалить
  2. Ксюша, интересный семейный рассказ. Это прекрасная память о прошлом.
    Моя бабушка рассказывала про ботиночки-ботики,,, кожаные на каблучке...

    ОтветитьУдалить
  3. Ксения! Присоединяюсь! Семейная история, редкие фото того времени! Перебирать воспоминания как драгоценности,хранить и записывать!
    Спасибо за рассказ!

    ОтветитьУдалить
  4. "Prunelle de mes yeux", "Tenir à la prunelle de ses yeux" - "Зеница ока", "Беречь как зеницу ока". Пока не могу найти связь между сливой и тканью. А на латыни жто вроде бы уголь.
    Ксеня, надо писать романы. Такой богатейший материал. Такие сочные, яркие личности. У Вас такой хороший слог. Мелодичный, ритмичный.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, милая Додо:) Про прюнель я тоже задумалась. Наверняка по аналогии с цветом спелых слив была названа тёмная ткань. Только на фото ботинок она не такая уж и тёмная. Выцветала что ли... Я так понимаю, что носили такие ботиночки всю жизнь и сносу им не было.

      Удалить
  5. Да,истории семьи бывают очень интересными.Жаль,что многое нам не рассказывали,а что-то мы и сами не спрашивали.

    ОтветитьУдалить
  6. Обожаю семейные истории, поинтереснее многих романов будут. Не представляю как в таких ботиночках зимой, да по снегу бежать.
    У моей двоюродной бабки хранятся фотографии еще более пожилых родственниц, как раз в таких ботиночках. Я всю жизнь мечтала о таких же, и помню когда была мода на остроносую обувь, примерно такие нашла, но конечно это все равно не то.

    ОтветитьУдалить
  7. Хорошая теплая история. И теперь знаю, как выглядят прюнелевые ботиночки. не исключено, что они скоро появятся на подиумах, ведь мода повторяется)

    ОтветитьУдалить

Читать ещё

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...