Книгу прочитала за один присест. Очень трудно развидеть в Служкине Хабенского. И это хорошо- заставляет думать. В Хабенского влюбиться легко, а вот в бестолкового, нелепого, сыплющего поговорками, от которых за версту разит старомодностью почему-то влюбляются тоже. Его желают, что ещё более странно. Почему? Это один только из вопросов, ответ на который поможет понять героя и основную мысль произведения.
Мне очень трудно сдержаться, не отвечая раздражением на раздражение, когда я вижу негативные комментарии к прочитанному( удалила этот свой пост 5 раз, чтобы никого не обидеть). Но право, впору устраивать уроки литературы с анализом произведений, заставляя читателя думать. В том, что понимающие люди пишут складные отзывы, а критики аргументированные статьи, толку мало. То ведь умники какие-то пишут. Побеждает в комментариях большинство, которое книги читает для удовольствия. Но давайте вспомним, в чём же смысл чтения?
Кто-то из классиков советовал читать книги дважды( не Стивен Кинг ли?), чтобы первый раз насладиться впечатлением, а во второй раз- чтобы постичь авторский замысел.
Неопытному читателю, лучше читать то, что нравится, а не то, что нужно(модно,обязательно).
Опытный читатель усиленно прокачивает свой мозг.
Что происходит с мозгом человека, когда он читает трудные тексты.
Мозг развивается только, когда есть для него пища. Пищей для мозга не становится чтение постов в соцсетях. Это серфинг, часто многочасовой, но бесполезный- поверхностное скольжение по печатному слову. Глубокое чтение - это медленное, вдумчивое чтение художественных произведений насыщенных многообразием средств художественной выразительности языка.
Именно художественный текст развивает мозг и память, потому что не просто интерпретирует слова в контексте. Суть художественного текста в том, что слово должно сохранить "ауру", поле смыслов в полноте - и только тогда истинный смысл текста открывается читателю. Художественный текст учит видеть не линию связей, а поле связей, не линию причинностей, а поле причинностей. Существует такое понятие как подвижный интеллект-способность мыслить логически, анализировать и решать задачи независимо от предыдущего опыта, т.е. способность решать проблемы. Именно подвижный интеллект развивается во время чтения и благодаря ему происходит осознанное понимание текста.
И если читающий этому реально учится - он начинает и совершенно иначе воспринимать текст своей жизни и истории окружающих. Человек становится всемогущим.
Вернёмся к Алексею Иванову. Наш с вами современник, российский писатель и сценарист. Лауреат премии Правительства России в области культуры (2017) и ряда других литературных премий. Широкую известность получил благодаря экранизациям своих произведений.
Премьера фильма "Географ глобус пропил" состоялась на кинофестивале "Кинотавр" , где фильм получил Гран-при фестиваля и ещё несколько призов. Права на постановку спектаклей по роману "Географ глобус пропил" выкуплены более чем 50 театрами России. Искусствовед по образованию Алексей Иванов сменил ряд профессий: работал сторожем, школьным учителем, журналистом, преподавателем университета, гидом в турфирме.
Вам всё ещё хочется писать комментарии про то, что Иванов написал о том, в чём не разбирается?
Урок первый- познакомьтесь с автором.
Урок второй: подумайте, почему автор написал так, а не иначе. Ищите подсказки в тексте. Ваш опыт может быть плохим советчиком- его может быть недостаточно. Помните про подвижный интеллект.
Что понравилось мне лично.
Уже на первых страницах мне вспомнился "Идиот"- именно впечатлением от встречи с главным героем. Помните, как все присматривались к Мышкину и думали " господи, ну какой идиот!" и все без исключения проникались сочувствием. А тут не просто нелепый человек, тут целое поколение пропащее. Пошлые разговоры, бедность, семейный разлад,разврат и беспробудное пьянство- беспросветная жизнь без капли святого. Как мы с вами жили в 90-е годы? Что держало нас на плаву? Чему мы учили своих детей? Кого и что мы потеряли?
Одна короткая сцена многое объясняет в романе. Помните, когда ребята в походе устроились у костра в разрушенном храме без потолков и один из них размечтался, что вот бы всё восстановить, а Служкин возразил: "По-моему, так Богу понятней".
В беспросветности бытия героя движутся и внушают надежду только облака, корабли, да реки- столько сцен и драм автор раскрывает на их фоне. Унестись бы, уплыть, улететь нашему незадачливому герою, но куда? От себя не убежишь.
Драма в походе- сильнейшая по накалу страстей и в кинофильме производит впечатление, но в книге изматывает до предела: от принятия героем своих чувств и меры своей личной ответственности "Поход-это как заповедник судьбы" и "Душа моя замерзает", когда он видит, что те, кто ему доверились, готовы в буквальном смысле слова пойти ко дну, до смирения и спокойного принятия своего одиночества.
Определённо эту книгу нужно перечитать ещё раз. Это добрая, по определению замечательного критика Галины Юзефович, душеполезная книга.
Это первое произведение Иванова, которое я прочитала. Надеюсь, что автор своё чувство юмора, в виде чистейшего ёрничества, которого мне не доводилось встречать в книгах раньше, не поленится плеснуть нам ещё. Я не остроумная вообще-то, но тут как на тренинге острословия побывала: мне понравилось, прочитав главу, возвращаться к названиям и медленно соображать над чем нужно было смеяться, а то и хохотать:
"Воспитание без чувств","Виктор Сергеевич Макиавелли", "Эти глаза не против", "Сосна на цыпочках".
Очень интересный автор.
Важные цитаты для обдумывания:
"Я знаю, что научить ничему нельзя. Можно стать примером, и тогда те, кому надо, научатся сами, подражая. Однако подражать лично мне не советую. А можно поставить в такие условия, где и без пояснения будет ясно, как чего делать".
Спасибо, Ксения. Изматывающая книга, вот правильное определение, настолько изматывающая, что читаю я ее порциями, иначе на меня депрессия набрасывается. Еще до конца ее не поняла, но это действительно литература, которую надо читать вглуби и внутрь, а не фокусироваться на фоне. Фильм очень понравился, и я очень сильно во время чтения старалась абстрагироваться от образа Хабенского. Надо снова ее попробовать дочитать до конца, трудно дается. Может еще время не пришло для этой книги и меня.
ОтветитьУдалитьВидишь, как сильно удалось автору передать депрессивную атмосферу 90-х годов в провинции.
УдалитьСпасибо, Ксения, за отзыв! Попробую почитать, но не знаю - смогу ли. Очень устала от негатива и депрессий больше не хочу, ни чужих, ни своих. Вот Елизавета написала, что еще время не пришло у нее для этой книги, а у меня уже это время, наверное, прошло. Уже поздно и бежать от себя и искать себя.
ОтветитьУдалитьПонимаю. Обычно с первых пяти страниц книги понятно,читать или не читать.
УдалитьЗдравствуйте, Ксения! Мне так понравился ваш отзыв (даже не отзыв, а анализ) романа Алексея Иванова. Я с вами согласна, что это произведение с первого раза не поймёшь. Надо его ещё раз прочитать. Читая его, я сначала была шокирована, а потом читала с удовольствием. Дети, конечно, не поймут этот роман.
ОтветитьУдалитьЧто главное для учителя? Чтобы дети знали его предмет. И у Служкина дети полюбили географию. Экзамен по географии пришли сдавать двоечники и все сдали. А Градусов даже на "отлично".
18+ там не зря. Хотя мне лично было бы полезно прочитать и раньше- меня в выпускном классе домогался мерзкий учитель. Тут ценно рассуждение виновного, но принявшего единственное верное решение, раскаявшегося мужчины. Вообще как "жить по совести и по любви" в романе во многих житейских ситуациях показано и для разных возрастных категорий- для женатиков тоже, например, полезно на себя со стороны взглянуть. В 90-е в атмосфере выживания любой ценой это всё было очень остро. Но сильно ли изменилось сейчас?
УдалитьКсения, я не читала книгу и не стану. Не буду пытаться объяснить, почему. наверное, потому что тут мне приятнее поза страуса. Но ваш пост показался мне очень любопытным.
ОтветитьУдалитьЯ смотрела фильм 1 раз. Сдуру села смотреть его с мамой. В санатории нечего было делать вечером... Мама была Учительницей от Бога. Обожающей свое дело и учеников - она их любила, мне кажется, больше, чем нас с братом. Ее ученики - девицы в косметике и парни здоровенные лбы под 2 метра - они смотрели на маму с трепетом. Снизу вверх. Хоть она была 155 ростом. У нас под подъездом стояли в августе группы родителей с отпрысками, надеясь попасть к нам в дом или встретить маму у подъезда, чтобы уговорить ее взять отпрыска в свой класс. Что классы не резиновые никого не смущало.
ПОЭТОМУ я была просто в шоке из-за увиденного. И не из-за отношений учителя и девицей, а из-за отношения учеников к персонажу. И мне не хочется делать ссылки на депрессивные 90-е. И на раздолбая - героя Хабенского.
Я жила в 90-х. Я понимаю, что такое. наверное, было. Где-то. Но не в моей жизни. я не могу себе представить, как именно это возможно, вся эта ситуация, эта жизненная площадка, эти фразы, эти персонажи. Это все такая грязь, к которой я не хочу прикасаться, какой бы тайный смысл не был там упрятан под спудом повествования. Наверное, виной тому еще и Хабенский, который ну, совсем не годится на эту роль. Суть авторского писательского персонажа мне неведома, так как, говорила уже - не читала.
Ну, и главное... видели бы вы мою маму в процессе просмотра фильма. Она была ... РАСТЕРЯННА! Она не знала, как реагировать. А она у меня была абсолютно современная и адекватная молодая душой и умом женщина. Активная, проехавшая с учениками пол СССР и в разных походах излазида леса и горы. Но она моргала у экрана, не понимая, что там и зачем в этом фильме. может, это только она что-то не понимает, или ... "Маринка, а может, не будем досматривать? Или ты хочешь?"
Мне было ужасно неловко за этот фильм. Мне кажется, те проблемы художественно надо отображать как-то иначе.
Только из-за одного этого я выкинула это произведение из числа достойных. Или нужных - Мне, я имею в виду.
Но, Ксения. Это только мое мнение. А все, что вы написали в этом посте очень меня заинтересовало. Есть, о чем подумать.
Знаете... Есть люди, которые не могут читать Достоевского. А я уже с 6-го класса начала понимать этого писателя и не перестаю поражаться его прозорливости и современности по сей день.
Бывает такое ощущение неловкости, особенно пред человеком, которого уважаешь, но вынужден смотреть кино вместе.Я побывала в подобной ситуации, когда вывезла свою маму в кино, а попали мы на "Выживший" и там не просто"кровь, кишки, распидорасило",но и ночь внутри дохлой лошади. Мама повизгивала и закрывала лицо руками весь сеанс...А ещё раньше, в юности, мы с ней поругались из-за фильма "Чёрная роза- эмблема печали..." что-то такое было- уже не помню. А мама мне и говорит: "Что это за чушь". А я ей: "Это современное кино. Ты ничего не понимаешь".Хотя никаких аргументов у меня не было. Не кино было плохое, а наш с ней спор дурацкий:)
УдалитьВосприятие произведений искусства очень сильно ограничивает наш личный жизненный опыт и диапазон приемлемости. В любом случае лучше когда эти параметры шире. С другой стороны, а для чего лучше? Зачем нам это? Мне-надо:)
В Иванова влюбилась после его исторических вещей "Сердце Пармы" и "Тобол". У него талант создавать иллюзию присутствия. Вот и я пару месяцев жила во времена Ивана Грозного и Петра Великого.
ОтветитьУдалить"Географ" меня особо не впечатлил, но думаю, нужно перечитать книгу. И, наконец, посмотреть фильм.
Ксения, здорово вы рассуждаете о чтении, мне понравилось!
Вот теперь я плавно перейду к "Сердцу Пармы". Читала критиков о том, что в каждом произведении у этого автора свой язык романа- настолько, что автор кажется новым, другим. Это здорово!
Удалить