среда, 4 марта 2020 г.

Книга месяца. "Брисбен" Евгения Водолазкина



Я не омылась слезами, как после чтения "Авиатора" и "Лавра", но и третий роман Водолазкина меня поразил- мне долго нечего было сказать. Я считаю себя читателем вдумчивым, люблю сложные произведения, наводящие на серьёзные мысли, но не стоит думать, что я всегда понимаю прочитанное. Пока я несколько дней пребывала в некотором не то, чтобы разочаровании, но в размышлении о теме романа, ответы пришли сами собой.

 Коллега задела, заметив, что исписался Водолазкин со своим не положительным героем, который неизвестно зачем поселён в замок какого-то там века( точно был замок? я не заметила...), сорит деньгами, кичится, покупает апартаменты в Питере, вместо того, чтобы  взять в аренду... Задела потому, что мне не нравятся читатели, легко признающиеся в том, что они что-то не поняли( вот как не стыдно то?) и даже не трудятся понимать... Я ответила, что не заметила тему денег в романе, но эти факты о герое имеют место и автору зачем-то это было нужно.
И я ушла думать.

Брисбен

Первое впечатление о романе было не ошеломляющим какими-то откровениями, как в случае с предыдущими работами, безусловно одного из самых сложных, выдающихся авторов нашего времени, но пронзительно щемяще грустным. Неожиданный поворот сюжета на последних страницах романа, ответ к загадке : "Почему Брисбен?" вызывают такую боль за главного героя, что невозможно дышать. Вся эта полифония голосов и струн в  тексте( музыканты говорят, что текст и построен по музыкальным принципам), жизнеописание и летоописание героя- моего современника, привязки к знаковым для меня местам: Киев, Питер и переворачивающим мироощущение и моим личным событиям: лихие 90-е, Майдан; трогательные воспоминания из детства юного музыканта, мальчика при разведённых родителях, трагедии первой любви- вся жизнь человека, долго достигающего успеха и наконец, возведённого волею автора в ранг гения, небожителя, способного музыкальными нюансами приводить зал в неистовство и высекающего искры в пространстве оказывается случилась просто потому, что надо папе что-то доказать и найти маму... Кажется, что автор очень много личного вложил в своего героя- так деликатно обозначена тема раскола  с украинцами и семейные драмы вообще... Обнажился?

Почитала комментарии к роману( Где вы читаете отзывы? На лабиринте мне они показались очень глупыми...) никто не заметил тему денег. А ведь тема на поверхности лежит.
Никакими деньгами не вернуть ни воспоминания, ни первую любовь, невозможно купить ребёнка, не откупиться от смерти самых близких. Вот и всё. Думаю, что те кто пыжатся чего-то в жизни достичь, имея в виду деньги и жизнь в замке заграницей и морщат нос от богатого музыканта в романе Водолазкина. Я этого богатства даже не заметила. Меня, наоборот, позабавил эпизод со случайной женщиной, желающей повесить на героя ребёнка, которого нет. Анекдотическая ситуация, когда жена приняла в семью недолюбовницу и даже её колоритнейшую мамашу. И то, что в конце "скандальной" истории, когда у него всё-таки честно попросили материальной помощи, он просто сказал: "Помогу".
Как можно было моей коллеге не заметить, что герой легко расстаётся с деньгами, буквально бросаясь на помощь талантливой умирающей девочке. Деньги то ведь для того и предназначены, чтобы решать проблемы быстро, поэтому хорошо, когда они есть.
История с покупкой апартаментов в центре Питера, ради повторения первого любовного  свидания с женой тоже впечатлила краткостью замечания, что не было так же хорошо...Денег не жалко, жалко, что юность не вернуть...Как и здоровье.
Роман начинается с упоминания о  начинающейся болезни Паркинсона  у великого артиста. В чём же счастье? Не в деньгах, не в переезде " из этой страны"( тема русского менталитета тоже очень интересна, кстати), а в  родных людях рядом( папа, мама, дед, уникальная жена, приёмная дочь в романе), даже если родство это не по крови, даже если все они не вечны. Талант -искра божия в человеке- вечен
 Жизнь вечная в раю, который Брисбен
 и может быть который уже здесь,
 разговоры с мамой,
 которой нет...


А вот теперь опять плачу...





17 комментариев:

  1. Спасибо за отзыв, Ксения! Водолазкина не читала, как-то не попался под руку. А теперь почитаю.
    Про деньги тема такая же сложная, как про правду. Сорит деньгами... А почему бы и нет, если денег столько, что ими можно "сорить". Тем более, что, как я поняла, деньги заработаны трудом и талантом. Гораздо хуже, на мой взгляд, когда женщина, которая ходит на работу в одной и той же ужасной кофте десять лет, покупает дерматиновые зимние сапоги и самые дешевые куртки, покупает двадцатилетней дочери авто за полтора миллиона. Вот это я называю "сорить деньгами".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна! В этой истории с коллегой очень показательны особенности восприятия текста- я эту тему денег вообще проморгала, потому что деньги для меня не важны, а она у нас бизнесвумен весьма оборотистая. Теперь я внимательнее буду относится к истеричным отрицательным отзывам. Прочитала комментарий Дмитрия Быкова( как человек и писатель он мне не очень, но других авторов оценивает очень точно): “Водолазкин из тех писателей, которые не хотят захватывать, которые не атакуют читателя, которые не хватают его за шкирман и не тычут носом в текст. Он очень исподволь заставляет проникнуться своей проблематикой, очень осторожно подводит к мыслям, он практически не прибегает к средствам языкового эпатажа."

      Это стоит иметь в виду, если вы ещё ничего у Водолазкина не читали.

      Удалить
    2. Вот и замечательно. Когда меня тычут куда-нибудь носом, у меня возникает чувство отторжения, озлобления и желание возразить.

      Удалить
  2. Спасибо, за такой интересный отзыв о Водолазкине. Я его потому и не читала, что отзывы в Лабирантах какие-то, кхм. Вот и думаешь потом, а читать ли. Тем более я очень боюсь читать про современников, про 90-ые, уж больно много ширпотреба на эту тему написано, а-ля Донцова.
    И вот очень интересное замечание, о том, что каждый видит свое. У кого чего болит, как говорится.)

    ОтветитьУдалить
  3. У Водолазкина читала только "Лавр" и "Авиатор". Очень понравились.

    ОтветитьУдалить
  4. Добрый день, Ксения! Вот теперь я знаю, что взять в библиотеке на выходные. Ваш отзыв очень впечатлил, особенно когда автор вспоминает лихие девяностые( как живы такие воспоминания!). Заглянула в интернет, чтобы прочитать о Брисбене.
    Да, иногда не понятно, как пишут аннотации к книгам, такое впечатление, что рецензирующие плохо знают текст...
    С весной Вас, Ксения!!!

    ОтветитьУдалить
  5. Здравствуйте, Ксения! О слышала отзывы об этой книге - много споров. Но в библиотеках Водолазкина, вообще, не найдёшь, даже по записи...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Составляю список "Книги месяца" за февраль. Вношу в него "Брисбен2?

      Удалить
  6. Ксения! Очень жду ваши книжные новинки!" Беру на карандаш", многое созвучно. Мне очень нравится, что есть возможность "прочитать" вместе с Вами страницы, составить по ним своё впечатление!Читаем один и тот же текст, но видим,порой, противоположное!
    Хорошего чтения!

    ОтветитьУдалить
  7. Я Водолазкина не читала, прямо скажу. Но по твоим отзывам присматриваюсь...
    А отзывы я читаю тут в основном https://www.livelib.ru/


    _____________
    Ты у меня в блоге спрашивала про тег путешественнический, но я, наверное, такой не проходила:( потому что только вот этот вспомнила https://ilovelavanda.blogspot.com/2018/05/blog-post_13.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ага, пошла на ливлайб:) интересно:)понравилась идея с подборками

      Удалить
  8. Спасибо за такую вдумчивую и серьезную рецензию. К сожалению, я еще не читала ни одного произведения этого автора. Но всё, конечно, восполнимо. Радует, что современная проза продолжает развиваться и что появляются талантливые авторы и произведения :)

    ОтветитьУдалить
  9. Спасибо, дорогая Ксения. Надо будет мне всерьёз заняться своим образованием. Благо времени теперь навалом.

    ОтветитьУдалить
  10. Great post, so interesting! :)
    If you want that we follow each other let me know by leaving a comment on my post --> https://beautyshapes3.blogspot.com/2020/03/how-do-i-keep-my-skin-moisturized.html

    ОтветитьУдалить
  11. Ксения доброго вечера! Водолазкина читала "Лавр", "Авиатор" и "Соловьев и Ларионов". Первое произведение отложило глубокий отпечаток в душе, очень сильная вещь. Второе тоже прочла с удовольствием.
    "Авиатор" же совсем не понравился...
    "Брисбен" к нам в библиотеку поступил в конце прошлого года, все никак руки не доходили, теперь точно прочту после вашего отзыва. Водолазкин очень неординарный. Книги его не простое чтиво, надо вчитываться, думать, рассуждать. Иногда, да, сложно сказать нравится или нет, но ясно одно - он талантище.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "Лавр" сильнее- безусловно. Сложно будет превзойти. Но "Авиатор"затейливее сделан: перекличка дневников, которые сливаются в конце концов в один. Тема любви, например, здесь глубже, чем в "Лавре". Хотя в "Брисбене" тема любви мужчины и женщины прописана ещё ярче- буквально одним-двумя гениальными мазками.

      Удалить

Читать ещё

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...