четверг, 26 марта 2020 г.

Географ глобус пропил. Как читать, чтобы понимать.

 Долго опасалась читать книгу и смотреть фильм с таким вызывающим названием. Не хотелось  быть замешанной в какие-то либо спекуляции на тему многострадальной педагогики. Но фильм оказался удивительно добрым. Тем более захотелось вчитаться и вдуматься в замысел автора.


 Книгу прочитала  за один присест. Очень трудно развидеть в Служкине Хабенского. И это хорошо- заставляет думать. В Хабенского влюбиться легко, а вот в бестолкового, нелепого, сыплющего  поговорками, от которых за версту разит старомодностью почему-то влюбляются тоже. Его желают, что ещё более странно. Почему? Это один только из вопросов, ответ на который поможет понять героя и основную мысль произведения.

 Мне очень трудно сдержаться, не отвечая раздражением на  раздражение, когда я вижу негативные комментарии к прочитанному( удалила этот свой пост 5 раз, чтобы никого не обидеть). Но право, впору устраивать уроки литературы с анализом произведений, заставляя читателя думать. В том, что понимающие люди пишут складные отзывы, а критики аргументированные статьи, толку мало. То ведь умники какие-то пишут. Побеждает в комментариях большинство, которое книги читает для удовольствия. Но давайте вспомним, в чём же смысл чтения?


Кто-то из классиков советовал читать книги дважды( не Стивен Кинг ли?), чтобы первый раз насладиться впечатлением, а во второй раз- чтобы постичь авторский замысел.

Неопытному читателю, лучше читать то, что нравится, а не то, что нужно(модно,обязательно).

Опытный читатель усиленно прокачивает свой мозг.

Что происходит с мозгом человека, когда он  читает трудные тексты.
  Мозг развивается только, когда есть для него пища. Пищей для мозга не становится чтение постов в соцсетях. Это серфинг, часто многочасовой, но бесполезный- поверхностное скольжение по печатному слову. Глубокое чтение - это медленное, вдумчивое чтение художественных произведений насыщенных многообразием средств художественной выразительности языка.

 Именно художественный текст развивает мозг и память, потому что не просто интерпретирует слова в контексте.  Суть художественного текста в том, что слово должно сохранить "ауру", поле смыслов в полноте - и только тогда истинный смысл текста открывается читателю. Художественный текст учит видеть не линию связей, а поле связей, не линию причинностей, а поле причинностей. Существует такое понятие как подвижный интеллект-способность мыслить логически, анализировать и решать задачи независимо от предыдущего опыта, т.е. способность решать проблемы. Именно подвижный интеллект развивается во время чтения и благодаря ему происходит осознанное понимание текста.
 И если читающий этому реально учится - он начинает и совершенно иначе воспринимать текст своей жизни и истории окружающих. Человек становится всемогущим.

Вернёмся к Алексею Иванову. Наш с вами современник, российский писатель и сценарист. Лауреат премии Правительства России в области культуры (2017) и ряда других литературных премий. Широкую известность получил благодаря экранизациям своих произведений.
Премьера фильма "Географ глобус пропил" состоялась на кинофестивале "Кинотавр" , где фильм получил Гран-при фестиваля и ещё несколько призов. Права на постановку спектаклей по роману "Географ глобус пропил" выкуплены более чем 50 театрами России.  Искусствовед по образованию Алексей Иванов сменил ряд профессий: работал сторожем, школьным учителем, журналистом, преподавателем университета, гидом в турфирме.

Вам всё ещё хочется писать комментарии про то, что Иванов написал о том, в чём не разбирается?

Урок первый-  познакомьтесь с автором.

Урок второй: подумайте, почему автор написал так, а не иначе. Ищите подсказки в тексте. Ваш опыт может быть плохим советчиком- его может быть недостаточно. Помните про подвижный интеллект.


 Что понравилось мне лично.

Уже на первых страницах мне вспомнился "Идиот"- именно впечатлением от встречи с главным героем. Помните, как все присматривались к Мышкину и думали " господи, ну какой идиот!" и все без исключения проникались сочувствием. А тут не просто нелепый человек, тут целое поколение пропащее. Пошлые разговоры, бедность, семейный разлад,разврат и беспробудное пьянство- беспросветная жизнь без капли святого. Как мы с вами жили в 90-е годы? Что держало нас на плаву? Чему мы учили  своих детей? Кого и что мы потеряли?

 Одна короткая сцена многое объясняет в романе. Помните, когда ребята в походе устроились у костра в разрушенном храме без потолков и один из них размечтался, что вот бы всё восстановить, а Служкин возразил: "По-моему, так Богу понятней".

 В беспросветности бытия героя движутся и  внушают надежду только облака, корабли, да реки- столько сцен и драм автор раскрывает на их фоне. Унестись бы, уплыть, улететь нашему незадачливому герою, но куда? От себя не убежишь.

 Драма в походе- сильнейшая по накалу страстей и в кинофильме производит впечатление, но в книге изматывает до предела: от принятия героем своих чувств и меры своей личной ответственности "Поход-это как заповедник судьбы" и "Душа моя замерзает", когда он видит, что те, кто ему доверились, готовы в буквальном смысле слова пойти ко дну, до смирения и  спокойного принятия своего одиночества.

Определённо эту книгу нужно перечитать ещё раз. Это добрая, по определению замечательного критика Галины Юзефович, душеполезная книга.

 Это первое произведение Иванова, которое я прочитала. Надеюсь, что автор своё чувство юмора, в виде чистейшего ёрничества, которого мне не доводилось встречать в книгах раньше, не поленится плеснуть нам ещё. Я не остроумная вообще-то, но тут как на тренинге острословия побывала: мне понравилось, прочитав главу, возвращаться к названиям и медленно соображать над чем нужно было смеяться, а то и хохотать:
 "Воспитание без чувств","Виктор Сергеевич Макиавелли", "Эти глаза не против", "Сосна на цыпочках".
Очень интересный автор.

Важные цитаты для обдумывания:

 "Я знаю, что научить ничему нельзя. Можно стать примером, и тогда те, кому надо, научатся сами, подражая. Однако подражать лично мне не советую. А можно поставить в такие условия, где и без пояснения будет ясно, как чего делать".

 "Какая древняя земля, какая дремучая история, какая неиссякаемая сила... А на что я эту силу потратил? Я уже скоро лысым стану, можно и бабки подбивать. И вот я стою под этими созвездиями с пустыми руками, с дырявыми карманами. Ни истины, ни подвига, ни женщины, ни друга, ни гроша. Ни стыда, ни совести. Ну как же можно так жить? Неудачник...Дай бог мне никому не быть залогом его счастья. Дай бог мне никого не иметь залогом своего счастья. И ещё дай мне бог любить людей и быть любимым ими. Иного примирения на земле я не вижу."

 "Я лежу, делаю вид, что сплю, и слушаю, как шлифуют мои кости. Конечно, никакой я для отцов не пример. Не педагог, тем более- не учитель. Но ведь я и не монстр, чтобы мною пугать. Я им не друг, не приятель, не старший товарищ и не клёвый чувак. Я не начальник, я и не подчинённый. Я им не свой, но и не чужой. Я не затычка в каждой бочке, но и не посторонний. Я не собутыльник, но и не полицейский. Я им не опора, но и не ловушка, и не камень на обочине. Я им не нужен позарез, но и обойтись без меня они не смогут. Я не проводник, но и не клоун. Я-вопрос, на который каждый из них должен ответить."



                                                           Читайте книги вдумчиво!

10 комментариев:

  1. Спасибо, Ксения. Изматывающая книга, вот правильное определение, настолько изматывающая, что читаю я ее порциями, иначе на меня депрессия набрасывается. Еще до конца ее не поняла, но это действительно литература, которую надо читать вглуби и внутрь, а не фокусироваться на фоне. Фильм очень понравился, и я очень сильно во время чтения старалась абстрагироваться от образа Хабенского. Надо снова ее попробовать дочитать до конца, трудно дается. Может еще время не пришло для этой книги и меня.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Видишь, как сильно удалось автору передать депрессивную атмосферу 90-х годов в провинции.

      Удалить
  2. Спасибо, Ксения, за отзыв! Попробую почитать, но не знаю - смогу ли. Очень устала от негатива и депрессий больше не хочу, ни чужих, ни своих. Вот Елизавета написала, что еще время не пришло у нее для этой книги, а у меня уже это время, наверное, прошло. Уже поздно и бежать от себя и искать себя.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Понимаю. Обычно с первых пяти страниц книги понятно,читать или не читать.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ксения! Мне так понравился ваш отзыв (даже не отзыв, а анализ) романа Алексея Иванова. Я с вами согласна, что это произведение с первого раза не поймёшь. Надо его ещё раз прочитать. Читая его, я сначала была шокирована, а потом читала с удовольствием. Дети, конечно, не поймут этот роман.
    Что главное для учителя? Чтобы дети знали его предмет. И у Служкина дети полюбили географию. Экзамен по географии пришли сдавать двоечники и все сдали. А Градусов даже на "отлично".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. 18+ там не зря. Хотя мне лично было бы полезно прочитать и раньше- меня в выпускном классе домогался мерзкий учитель. Тут ценно рассуждение виновного, но принявшего единственное верное решение, раскаявшегося мужчины. Вообще как "жить по совести и по любви" в романе во многих житейских ситуациях показано и для разных возрастных категорий- для женатиков тоже, например, полезно на себя со стороны взглянуть. В 90-е в атмосфере выживания любой ценой это всё было очень остро. Но сильно ли изменилось сейчас?

      Удалить
  4. Ксения, я не читала книгу и не стану. Не буду пытаться объяснить, почему. наверное, потому что тут мне приятнее поза страуса. Но ваш пост показался мне очень любопытным.
    Я смотрела фильм 1 раз. Сдуру села смотреть его с мамой. В санатории нечего было делать вечером... Мама была Учительницей от Бога. Обожающей свое дело и учеников - она их любила, мне кажется, больше, чем нас с братом. Ее ученики - девицы в косметике и парни здоровенные лбы под 2 метра - они смотрели на маму с трепетом. Снизу вверх. Хоть она была 155 ростом. У нас под подъездом стояли в августе группы родителей с отпрысками, надеясь попасть к нам в дом или встретить маму у подъезда, чтобы уговорить ее взять отпрыска в свой класс. Что классы не резиновые никого не смущало.
    ПОЭТОМУ я была просто в шоке из-за увиденного. И не из-за отношений учителя и девицей, а из-за отношения учеников к персонажу. И мне не хочется делать ссылки на депрессивные 90-е. И на раздолбая - героя Хабенского.
    Я жила в 90-х. Я понимаю, что такое. наверное, было. Где-то. Но не в моей жизни. я не могу себе представить, как именно это возможно, вся эта ситуация, эта жизненная площадка, эти фразы, эти персонажи. Это все такая грязь, к которой я не хочу прикасаться, какой бы тайный смысл не был там упрятан под спудом повествования. Наверное, виной тому еще и Хабенский, который ну, совсем не годится на эту роль. Суть авторского писательского персонажа мне неведома, так как, говорила уже - не читала.
    Ну, и главное... видели бы вы мою маму в процессе просмотра фильма. Она была ... РАСТЕРЯННА! Она не знала, как реагировать. А она у меня была абсолютно современная и адекватная молодая душой и умом женщина. Активная, проехавшая с учениками пол СССР и в разных походах излазида леса и горы. Но она моргала у экрана, не понимая, что там и зачем в этом фильме. может, это только она что-то не понимает, или ... "Маринка, а может, не будем досматривать? Или ты хочешь?"
    Мне было ужасно неловко за этот фильм. Мне кажется, те проблемы художественно надо отображать как-то иначе.
    Только из-за одного этого я выкинула это произведение из числа достойных. Или нужных - Мне, я имею в виду.
    Но, Ксения. Это только мое мнение. А все, что вы написали в этом посте очень меня заинтересовало. Есть, о чем подумать.
    Знаете... Есть люди, которые не могут читать Достоевского. А я уже с 6-го класса начала понимать этого писателя и не перестаю поражаться его прозорливости и современности по сей день.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Бывает такое ощущение неловкости, особенно пред человеком, которого уважаешь, но вынужден смотреть кино вместе.Я побывала в подобной ситуации, когда вывезла свою маму в кино, а попали мы на "Выживший" и там не просто"кровь, кишки, распидорасило",но и ночь внутри дохлой лошади. Мама повизгивала и закрывала лицо руками весь сеанс...А ещё раньше, в юности, мы с ней поругались из-за фильма "Чёрная роза- эмблема печали..." что-то такое было- уже не помню. А мама мне и говорит: "Что это за чушь". А я ей: "Это современное кино. Ты ничего не понимаешь".Хотя никаких аргументов у меня не было. Не кино было плохое, а наш с ней спор дурацкий:)
      Восприятие произведений искусства очень сильно ограничивает наш личный жизненный опыт и диапазон приемлемости. В любом случае лучше когда эти параметры шире. С другой стороны, а для чего лучше? Зачем нам это? Мне-надо:)

      Удалить
  5. В Иванова влюбилась после его исторических вещей "Сердце Пармы" и "Тобол". У него талант создавать иллюзию присутствия. Вот и я пару месяцев жила во времена Ивана Грозного и Петра Великого.
    "Географ" меня особо не впечатлил, но думаю, нужно перечитать книгу. И, наконец, посмотреть фильм.
    Ксения, здорово вы рассуждаете о чтении, мне понравилось!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот теперь я плавно перейду к "Сердцу Пармы". Читала критиков о том, что в каждом произведении у этого автора свой язык романа- настолько, что автор кажется новым, другим. Это здорово!

      Удалить

Читать ещё

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...