Чинков по прозвищу Будда. «Один из них погиб, один стал академиком, остальные просто вошли в легенду.» Верю! |
Расскажу, как мы с мужем смотрим кино. Зачем такие рассказы? Я была уже взрослой, когда друг- студент Мишка ( уникальный человек, о котором я когда-нибудь расскажу) открыл мне мир кино. Вот казалось бы смотришь, отдыхаешь, иногда переживаешь катарсис, иногда задумываешься о чём-то важном- вот и всё кино. А вот и нет! Допускаю, что большего кому-то и не надо, но для меня было чудом, что кино люди смотрят и по-другому.
На этот раз в нашем домашнем кинозале "Территория". Я помню, как этот фильм шёл в прокате, но мы на него не пошли, потому что у нас был период большого разочарования в российском кино. Сейчас я прочитала на волне увлечения советской классикой книгу Олега Куваева "Территория", и мне стало интересно, как её показали.
Мишка устроил для нас с подружкой закрытый показ в домашнем кинозале с корейской кинолентой "Дуэлянт" с паузами, комментариями действий сценариста, отсылками к классике кино, историческим нюансам и к особенностям менталитета. Я была потрясена! С тех пор кино смотрю вдумчиво. Я стала "видеть". Видеть творческие замыслы, вдохновляющие авторов, примерять точки зрения, быть соавтором в какой-то мере. Это искусство "видеть" касается всех видов искусств. Кино- не исключение!
Выполните простое упражнение, школьное, по аналогии с вопросом в начальной школе: "О чём эта книга?". В данном случае: "О чём этот фильм?". Попробуйте оторваться от пересказа содержания, уловить основную мысль и облечь ваши впечатления в слова- одно предложение, два, три...
Мы любим смотреть экранизации книг. В блогах попадалась страничка армавирской, кажется, библиотеки, на которой делятся опытом работы клуба любителей книг и кино, когда люди собираются, смотрят вместе кино после прочтения книги и делятся впечатлениями. Попробуйте, может быть вам, мои дорогие читатели, тоже подойдёт такой семейный досуг!
На этот раз в нашем домашнем кинозале "Территория". Я помню, как этот фильм шёл в прокате, но мы на него не пошли, потому что у нас был период большого разочарования в российском кино. Сейчас я прочитала на волне увлечения советской классикой книгу Олега Куваева "Территория", и мне стало интересно, как её показали.
Повесть читается легко. Несколько подзабытый уже слог репортажей "Пионерской правды" радует. Автор пишет о тяжёлом труде, который ему хорошо знаком, не скатываясь в бытоописание, при этом отлично прорисовывая персонажей. Сюжет прост, и сценарий для фильма фактически уже готов.
Интересно, что писатель ушёл из жизни слишком рано- в сорок лет. Как мог созреть его дар! Судя по интересным цитатам на livelib, а их там 433 ( люди читают советскую классику!), имеет смысл почитать и другие его работы.
Очень сложно выбрать образ для примера- все интересны.
Посмотрите, как описан нетипичный геолог 50-60 годов:
«Рано утром вернулся съемщик Гурин. Выглядел он так, как должен был выглядеть в любых условиях средний интеллигент. Тщательно выбрит, даже запах одеколона, пуховка чиста, японские оранжевые сапоги аккуратно подвернуты, и очки поблескивают остро и усмешливо.
Гурин зашел в палатку, поставил у стола свой польский рюкзак на станке и сел на дощатые нары. Жора с тоской ожидал, что он сейчас выкинет. Ему всегда было трудно с Гуриным.
— Што, хозяин, образов-то али не держишь? Перекреститься с дороги не на што, — сказал Гурин.
Жора Апрятин молчал. Он курил трубку, и суетные слова пролетали мимо него.
— Притомился, — вздохнул Гурин. — Ноженьки притомились. А не принять ли мне ванну? Пожалуй, принять. Ничто так не освежает, как ванна, глоток кофе и сигарета. Хорошо бы еще узнать, с кем спит в данный момент Анна Бозе и что слышно о летающих блюдечках. Как считаешь, Георгий? И как насчет кубка вина?
— Она спит с простым марсельским докером по имени Жан. Ей осточертели саксофонисты, киноактеры, продюсеры и миллионеры, — с тоской включаясь в игру, сказал Жора.
— Неужели? Георгий, не опошляй новости. Я приму ванну, и ты все расскажешь подробно. Ах, ах! — Гурин взял полотенце, тренировочный костюм, кеды и пошел к реке.
<…>
Гурин отвернулся от Жоры и стал распаковывать принесенные с собой образцы. Всегда было приятно смотреть, как Гурин обращается с образцами. Он возился с ними как с любимыми ручными мышками. Гурин подавлял Жору превосходством. Он был высоким профессионалом в петрографии, самой мутной из геологических дисциплин. Знал французский язык, знал английский. И, в завершение, в юные годы был мотогонщиком, потом, по его словам, баловался горными лыжами. В Поселок он прилетел без приглашений и договоров. Предъявил хорошие бумаги и сразу заявил, что прилетел временно. Независимый человек. Эдакий геологический ландскнехт, наемник от петрографии. Прилетает, подписывает контракт, работает, сколько нравится, и улетает. Больше всего Жору злило то, что Гурин, по всем внешним данным законченный явный пижон, в рубрику пижона не влазил. Он действительно знал петрографию, он действительно свободно знал французский и английский. И ходил в маршруты с четкостью хорошего автомата.»
Правда интересно на такого типа посмотреть?
Эти цитаты из книги хочу сохранить:
«Кьяе вытащил из угла кожаный мешок, вынул из него кипу полуспрессованных стеблей табака и принялся строгать табак на дощечке. Набив трубку, Кьяе выкурил ее до конца, затем из того же мешка вытащил пачку махорки и сделал себе самокрутку. Выкурив самокрутку, Кьяе все из того же мешка вытащил начатую пачку «Беломора» и бережно размял пальцами папироску. Баклаков не выдержал и рассмеялся.
— Если сразу папиросу курить, то потом невкусно, — пояснил Кьяе.»
«Веселый город Хива», — подумал Баклаков и заснул.
Его разбудил свет солнца, пробивающегося сквозь ветви смоковницы.
Баклаков прошел каменными прохладными переходами на рынок. Рынок был завален дынями и луком. Он купил лука, помидоров и увидел в стороне дымящийся котел. В котле кипело хлопковое масло, и повар в грязном халате длинным дырчатым черпаком забрасывал туда рыбу. Тем же черпаком он зацепил порцию Баклакову. Баклаков уселся на корточки у рыночного забора, на газетке разложил рыбу, лук и почувствовал себя своим человеком в Средней Азии. Такова была система ценностей, которую им старательно разъясняли в геологоразведочном институте: в любом месте чувствовать себя, точно дома. А для этого надо вести себя так, точно ты один из своих. Нет худшего падения, чем пытаться себя возвысить, выделить. Если тебе суждено быть вознесенным, тебя вознесут другие. Друзья, коллеги выберут тебя лидером. Но если ты попытаешься взять лидерство сам, без заслуженного права на это, ты уже вычеркнут из списков своих. А большего позора и быть не может. Закон стаи, касты или еще там чего. Неважно. Все они верили и до сих пор верят в этот закон.»
«Познай, где свет — поймешь, где тьма. Пускай все же пройдет неспешно, что в мире свято, что в нем грешно, сквозь жар души и хлад ума» (Блок)
«Большую и лучшую часть жизни я занимался изучением горных пород. Смерть — лишь переход из мира биологического в мир минералов. Таково преимущество нашей профессии, смерть не отъединяет, а объединяет нас с ней»
«Долина лежала в лунном свете, и вдруг сознание Монголова раздвоилось. Он понимал, что стоит тут, ощущал холод под полушубком, стыли ноги в непросохших валенках В то же время он чувствовал, как мимо и сквозь него мчится и течет лукавый изменчивый поток жизни. Бытие вихрилось, заполняло долину Эльгая и миллионы других долин и материков, оно не имело цены именно вследствие ежесекундной изменчивости, текучести. Все параграфы, правила и устои были ничтожной слабой броней против мудрой и лукавой усмешки, висевшей над миром.»
«Верь себе и природе»
«Когда лошадь и тележка с консервными ящиками двигались по залитой весенним солнцем улице Поселка, мимо раскисающих, подтаявших застругов, сосулек, капели, мимо мощных грузовиков, снующих в порт и обратно, дед Миша казался олицетворением Всеобщего Окончательного Решения. Только преходящие страсти: честолюбие, гонор, жажда власти, денег, успеха или фантастическая вера в идею — мешают человечеству прийти к его, дедамишиному усталому выводу. Так казалось. Достоинством бытия деда Миши было то, что в прошлой, настоящей и малом отрезке будущей жизни не имелось злого на него человека.»
«Прошу запомнить, что наши идеи и наша интуиция имеют ценность лишь в том случае, если они согласуются с реальностью. Мы живем под принудительной силой реальности, Баклаков. Ваша задача — иметь раскаленный мозг, вырабатывать идеи и тут же согласовывать их с принудительной силой реальности. В просторечии это называется мудростью.
Жизненный опыт в том, чтобы соразмерить желание и реальность»
«Мы не викинги, и нечего выпячивать челюсть. Мы азиаты и тут живем. Высшая добродетель в тундре терпение и осторожность. Высшая дурость лезть напролом. Огибай, выжидай, терпи. Только тогда ты тундровик.»
«Чинков был всегда молчалив и вламывался в работу, как танк в берёзки.» Верю!))) Смотрите на это фото и выше- как развивается образ в старом кино! |
«Для всякого человека одна религия: не дешеви, не лукавь, не пижонь, работай»
«...реки, холмы, пот, холод, кровь, усталость, мечты и святое чувство нужной работы»
По книге снято два фильма "Территория" 1978 года с Донатосом Бонионисом и "Территория" 2014 года. Смотреть лучше сначала новый фильм. Это творческое переосмысление повести и посвящение идеализированному поколению "наших отцов" имеет очень мало общего с книгой Куваева и скорее является видео клипом с красивыми видами и хорошими песнями. Ключевое слово " работа", точнее "святое чувство нужной работы", которое идеологическим рефреном прошило всю канву повествования в фильм не взяли в буквальном смысле: из красивой цитаты, которой начинается и заканчивается новый фильм вырваны именно эти слова... Авторы фильма не поняли основную мысль автора книги. В таких случая, как мне кажется, лучше не брать мотивы книги вообще.
А вот старый фильм без иностранных костюмерш, шикарных декораций с приличной мебелью и актёрских кастингов действительно переносит зрителя в тундру, показывает первооткрывателей и суровый быт послевоенных лет. Новый фильм в сравнении кажется кричаще раскрашенным комиксом.
Ксюша, я смотрела новый фильм. Смотрела два раза. И мне понравилось. кино видовое, зрелищное. Как нынче любят... Вообще у меня сложные отношения с кино, мне мало что нравится, хотя смотрю достаточно. На хороший фильм нарваться - это здорово! Книгу не читала, но думала об этом. И сейчас почитав цитаты, подумалось мне, что фильм понравился бы гораздо меньше, если б книга была прочитана до). про старый фильм не слышала даже. Посмотрю... Очень люблю Донатаса Баниониса. Вообще фильмов, которые могу смотреть столько раз, сколько показывают, у меня не много. Люблю Тарковского, Гордость и предубеждение (95 года- это моё личное успокоительное)), Собачье сердце, хождение по мукам -старый фильм...
ОтветитьУдалитьОго! Два раза посмотрела! Виды в фильме, правда, хороши, и актёры красивы! Фильм может нравится, и в этом нет ничего предосудительного, особенно на фоне современного пошлого кино и чернухи.Есть только вопросы к сценаристу и декораторам... А вот после фильма книгу почитать- это особенное удовольствие и мир открытий чудных:) Мы после фильма "Викинг" столько исторических справок перечитали!:) Валерия, ты любишь классику! "Гордость и предубеждение" я бы даже пересмотрела... Смотрела сериал " Аббатство Даунтон"? Тебе должно понравится
УдалитьДва раза не специально получилось))). Превый раз просто не сначала включила. Я тоже, как что-то историческое смотрю, то прям в процессе лезу в интернет собирать информацию))). Смотрю не только классику, а вот пересматриваю чаще именно классику))). Аббатство Даунтон смотрела))). Викинг тоже, неоднозначное впечатление осталось. А вот сериал "Викинги" понравился, хоть он и о другом))). И перечитала тогда почти все, что нашла о скандинавских мифах и верованиях.
Удалитьвот это да! Не знаю, не слышала, но как интресно! Вернее, у кого-то из блоггеров было про территорию, но прошла мимол, т.к. совсем не заинтересовало описание. А теперь хочется и книгу и фильмы посимотреть! Благодарю!, что полелились- не поленились!
ОтветитьУдалитьОтчего же не поделиться:) Это я по старой привычке вести читательские дневники таким образом захотела сохранить цитаты:)
УдалитьПапа у меня сильно Олега Куваева уважает. Я правда, другого геолога читала Григория Федосеева, очень понравилось... У Олега Куваева читала рассказы, а вот до Территории не добралась еще. Надо бы восполнить пробел.
ОтветитьУдалитьФильм посмотрели с мужем новый, немного не поняли идею, вроде как не глупые люди, а все за наживой гоняются и друг перед другом какие-то понты гнут. Сделала вывод, что фильм снимали ради красивых видов, а не за смысл. Тем не менее фильм понравился. Надо теперь старое кино посмотреть, а еще раньше книгу прочитать. Спасибо!